?

Log in

Предыдущие | Следующие

…он не сказал людям ни одного доброго слова, не написал ни одной полезной, непошлой строчки, не сделал людям ни на один грош, а только ел их хлеб, пил их вино, увозил их жен, жил их мыслями и, чтобы оправдать свою презренную, паразитную жизнь перед ними и самим собой, всегда старался придавать себе такой вид, как будто он выше и лучше их.

- Я рад, что ясно вижу свои недостатки и сознаю их. Это поможет мне воскреснуть и стать другим человеком. Голубчик мой, если б ты знал, как страстно, с какою тоской я жажду своего обновления. И, клянусь тебе, я буду человеком! Буду!
А.П.Чехов "Дуэль"

Некоторое время назад в сообществе  обсуждали список ролей, в которых хотелось бы увидеть недавнего именинника. Упомянули в процессе обсуждения и фильм Довера Кошашвили "Anton Chekhov's. The Duel" (2010) , сойдясь во мнении, что для Эндрю он был весьма неудачным. Как сказала lilac_lj "В этом фильме никто не Чехов" , продолжая линию рассуждений о том, что Лаевский, которого сыграл Скотт к  Чехову отношения не имеет. Я с этим полностью согласилась тогда, но какая-то мысль в тот день зацепилась за единственную извилину внутри и притаилась. Беспокойная такая мысль, не то, чтобы навязчивая, но зацепилась.

В рамках личного подвига по преодолению собственного киноснобизма с уклоном в пафосный патриотизм (лучше наших никто наших не поймет и не сыграет), приуроченного к красивой дате "36 - это только начало. 36 - это всё впереди", я пересмотрела американский фильм, снятый грузинским режиссером и сыгранный английским актерами по повести великого русского писателя. Сложной эта конструкция кажется только на первый взгляд (смотрели же мы ирландский фильм в венгерском дубляже с русскими субтитрами!) - был бы стимул! А он был. Всё тот же ирландец и его 1 метр 73 см таланта.

The.Duel[(112344)02-27-10]

И вот в процессе  повторного знакомства я поняла о чем была эта беспокойная мысль, одиноко бьющаяся в моих  больных кинематографом мозгах:
Как? Ну, вот как так получилось, что тонкий, нервный, актер, который не единожды до этого и после этого фильма доказывал, что  рефлексия  его  второе имя,  и вот не Лаевский для меня и  все  тут?! И я даже понимаю всей своей дилетантской душой, логику тех, кто проводил кастинг. И вполне могу представить, что Эндрю Скотт сам захотел сыграть именно Лаевского. Это же мощь! Это такой силы материал! Чехов!!! (простите  такую   эмоциональность, но для меня в этом авторе  каким-то образом  ферментировались и  Достоевский, и Толстой).

The.Duel[(005937)01-48-49]

И Эндрю искал Лаевского. Молодого человека лет двадцати восьми, худощавого блондина, с привычкой во время разговора внимательно осматривать свои розовые ладони, грызть ногти или мять пальцами манжеты. Неудачника, жалкого неврастеника, белоручки, "молодого старика", натуры вялой, слабой и подчиненной, лишнего человека, искалеченного цивилизацией, для которого все спасение в разговорах.
The.Duel[(040391)02-06-07]

Который должен обобщать каждый свой поступок, находить объяснение и оправдание своей нелепой жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах.
The.Duel[(006558)01-49-37]

Материальная сторона жизни которого неутешительна, а главное - психология одолела…
The.Duel[(020887)01-58-17]

- Лаевский - довольно несложный организм. Вот его нравственный остов: утром туфли, купанье и кофе, потом до обеда туфли, моцион и разговоры, в два часа туфли, обед и вино, в пять часов купанье, чай и вино, затем винт и лганье, в десять часов ужин и вино, а после полуночи сон и lа femme. Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу.

Это портрет Лаевского, который рисует фон Корен (почему у меня такое ощущение, что Эндрю сам нарисовал его для фильма?)
The.Duel[(083619)02-15-45]

О том, что Эндрю больше работает   "от жеста" , чем  "от слов",  он  сам говорил в беседе  с  Саймоном Стивенсом, когда они обсуждали работу над Sea Wall.  Но это же надо  видеть как!
Вот фрагмент разговора Лаевского и Самойленко по поводу письма о смерти мужа Надежды Федоровны и перемен, которые за этим могут (должны?) последовать.  Лаевский видит, обращенный на него взгляд фон Корена. Мгновенно меняется пластика и одним наклоном головы Эндрю  "рисует" нам  своего героя  на фоне ...фон Корена.
Одним движением.
подшаманив, продублировала этот момент, сбросив скорость до 30%, чтобы в полной мере насладится метаморфозой, но с форматом не угадала - сорри



Да. Он искал  Лаевского. Но нашел ли?
Оставим в стороне весьма  сомнительную блондинистость Эндрю Скотта - не суть.
Но  разве  вот это новый Лаевский, после дуэли день и ночь корпящий над бумагами, чтобы выплатить долги? Живущий хуже нищего, и с тоской глядящий на беспокойное темное море, думая о том, что "Никто не знает настоящей правды"?
The.Duel[(127628)02-34-54]

И  это его взгляд?
The.Duel[(127111)02-34-36]

*еще раз присматриваясь*   Этот Лаевский, пожалуй, если и знает правду, то она в том, что морально он сильнее и тверже десятка фон Коренов со всеми их теориями о сверхчеловеках и здоровым образом жизни, возведенным в моральный принцип. И я не спорю. Так оно и есть. Но об этой правде знаю я – читатель. Но не знает чеховский Лаевский! Вот ведь в чем штука. Иван Андреевич не видит в себе этого. А на этих кадрах я вижу, что он знает об этом своем качестве (и судя по всему давно!). И  тогда это уже не Лаевский (запутаю с гарантией и дорого. ага)
The.Duel[(127711)02-35-04]

Возвращаясь к теме поиска. Так эти двое, по моему мнению, и не встретились на просторах фильма. Да и не могли  встретиться. Потому что в этом фильме Эндрю Скотт - не Иван Андреевич Лаевский. Он - фон Корен,  который зачем-то  притворяется Лаевским.

The.Duel[(023027)02-00-45]

Очень на то похоже:
The.Duel[(007174)01-52-28]

*Эльдар Рязанов рассказывал, что на роль Юрия Деточкина в "Берегись автомобиля" пробовался Олег Ефремов. И очень хотел её сыграть. Очень. Но, в процессе просмотра отснятого с ним материала, кто-то из группы не выдержал и воскликнул: «Товарищи, да это же волк в овечьей шкуре!». И сыграл Олег Николаевич следователя Подберезовикова. А Деточкиным стал тот, в ком он был изначально - Иннокентий Смоктуновский. И Эльдар Александрович ждал своего Деточкина столько, сколько было необходимо, выбиваясь из сроков и рискуя окончательно испортить себе карьеру (правда, перед этим взял с Иннокентия Михайловича расписку, что тот обязуется непременно сыграть у него эту роль).

Есть у меня смутное ощущение, что здесь имела место похожая ситуация. Товарищ режиссер просто перепутал роли для актеров. Но, в отличие от Э.А.Рязанова, этого не увидел. И никто ему не сказал. А то, что Эндрю Скотт - не в своей тарелке фон Корен очень хорошо видно в сцене пикника. Еще до дуэли, изменившей его э... самоидентификацию. Когда они пикируются по поводу восприятия природы (редкий момент – в сценарии оставили большую часть "родного" текста Чехова!). Посмотрите на них внимательно, когда они стоят рядом. Эта суетливая жестикуляция у якобы фон Корена и спокойный, уверенный  (руки в карманах) Иван Андреевич; а потом поворот головы, "фирменный" взгляд убийцы Эндрю, ухмылка  и …Лаевский гордо, с достоинством и чувством превосходства (!)  удаляется, оставляя  в  растерянности оппонента. Это фон Корена-то! До дуэли. Ага. *пожимая плечами* ну, а что? англичане, говорят, очень дисциплинированный народ – как сказал режиссер, так и сделают. Причем, сделают очень профессионально и ответственно.


Единственный, кто  здесь  никем не притворяется это Самойленко (Niall Buggy).
The.Duel[(097339)02-20-57]

Но его и Эндрю мало, чтобы сыграть Чехова, у которого не то, что каждый персонаж - каждая буква и запятая  важна! Осталось такое ощущение, что фильм снимал не один режиссер, а несколько. Причем моментами, ни одного из них на площадке не было совсем! Это вот что, пластиковые окна? Очень на то похоже.  Ну, а  чего? Российский специалитет второй половины XIX века.
The.Duel[(100718)02-24-35]

Да. В кадре  -  ночной колпак. На Самойленко. Ладно. Мало ли.... Но  зверски порезанный ночной разговор, из которого мы никогда не узнаем что думает Лаевский о себе и о месте фон Коренов в истории человечества?!  Думаю, когда Эндрю соглашался на эту роль, подразумевались монологи. Допускаю даже, что до монтажа они были.
The.Duel[(053758)02-11-38]

Я согласна мириться с  некоторыми  условностями (все же кино - это иллюзия) и закрыть глаза на полное отсутствие хоть какого-то усилия придать  месту  черты эпохи той страны, где происходит  действие. Но вот за то, во что превратили в этом фильме служителя культа – задушила бы! И вот как же вашу мать это надо понимать? (с) И вот это чудо рядом с фон Кореном и  есть  юный (!) смешливый дьячок?!
The.Duel[(015614)01-54-49]

Ну, поскольку все смешалось... и все не те, за кого себя выдают, не отстает от компании  и фон Корен (Tobias Menzies) Абсолютно безвольные интонации и жесты, расслабленные позы... Он словно сам себя уговаривает, что не просто так в кадре и в жизни,  а  "право имеет...". Ну, что это, в самом-то деле?...
The.Duel[(028184)02-02-37]

Есть  отдельные  моменты.  Взгляд. Жест. Сцена. Но мало! Мало!


The.Duel[(018998)01-56-43]

Узнаваем, чего уж там...
The.Duel[(099933)02-23-23]

иногда, чтобы родиться,  надо  быть готовым  умереть...
The.Duel[(115961)02-28-15] The.Duel[(117578)02-29-28]

The.Duel[(119793)02-31-14]The.Duel[(121595)02-32-49]

The.Duel[(087095)02-19-26]

Такая вот получилась чеховская Дуэль с ирландским акцентом. Повторять сей эксперимент посоветовать, увы, не могу. Особенно осторожными с этим материалом надо быть натурам, знакомым с повестью Чехова не понаслышке.
И, да! Тем, кто "закодирован" фильмом Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек" тоже придется тяжело. Но если вы рискнете, то потом отпишитесь, как оно прошло. Интересно же…
И совсем не бесспорно. Уже  в процессе написания этого текста я  нет-нет,  да ловила  себя  на мысли  "А может всё совсем не так, как кажется?"

Метки:

Comments

( 27 комментариев — Комментировать )
bykfa
Oct. 22nd, 2012 06:53 am (UTC)
Читала как завороженная. Спасибо!
gingerra
Oct. 22nd, 2012 10:19 am (UTC)
Давно надо было отписать, чтобы самой разобраться. А то, нет-нет, да вертишь это все в голове. Так и до специализированных учреждений недалеко. Хорошо, что есть специализированное сообщество) Но по ходу, пока писала еще больше запуталась. И вас запутала)
koshmarelle
Oct. 22nd, 2012 07:01 am (UTC)
Ну вот что ты со мной делаешь, а?! Это же невозможно прекрасно! Не зря я ждала. И теперь придется это смотреть, несмотря и вопреки собственной воле. Судя по скринам и роликам — да, исполнители ролей Лаевского и фон Корена определены были с точностью до наоборот. И сдается мне, что Эндрю несколько странно и неуютно в образе. Так и лезет порой из него наш разлюбезный психопатушка. Но, конечно, смотреть нужно, чтобы действительно увидеть, а не предполагать. Спасибо, дорогая.
gingerra
Oct. 22nd, 2012 10:32 am (UTC)
Если ты заметила, то как раз смотреть я и не советовала) Это, реально, трудно. После Хейфица, почти невозможно. А уж Чехов на английском...(но! англичане ведь как-то принимают у себя в Эдинбурге иноязыкого Шекспира!)К этому надо привыкнуть. Понять и простить. Но у меня была цель - выяснить настолько ли глубока эта яма, как кажется на первый взгляд, а потом просто стала наблюдать и замечать нюансы. У Хейфица-то шедевр, а он на нюансы не делится - он из них, спаянных намертво целиком состоит и весь "на вдохе", а потом уже выдыхаешь (если вспомнишь).
Если бы не эта гадкая мысль, что я чего-то упустила, то второй раз - ни за что! А сейчас, написала и думаю, что а ведь интересная трактовка получилась. Может они специально всех так в заблуждение ввели? Сознательно?
Про неуютность образа для Эндрю - да. Так в первый раз и кажется. А вот так ли это на самом деле?...
koshmarelle
Oct. 22nd, 2012 10:44 am (UTC)
А я тебе у тебя пишу :)
Ммм. Я и не утверждаю, что ты вот прямо советуешь смотреть. Скорее, напротив, — предостерегаешь. Это "придется" звучит исключительно от моего имени и в собственный адрес. Никому другому тоже не советую.
ггг. Заметь: я тебя тоже не принуждаю повторять эксперимент :) Если это и случится, то причиной будет твое собственное естествоиспытательское любопытство.
PS Препарировать подлинный шедевр — дело заведомо неблагодарное, непродуктивное. И вообще, есть в этом что-то донельзя неприличное.
PPS. Хорошо, что все же дала выход своим скребущимся в лабиринте извилин мыслям. Должно полегчать :)
gingerra
Oct. 22nd, 2012 10:55 am (UTC)
Про препарацию шедевра - внушает. Ты мне только поясни: препарировать шедевр это к чему относится: к тому, что сотворила международная сборная по игре в Чехова или к конкретно этой записи? Или я не поняла?
koshmarelle
Oct. 22nd, 2012 11:09 am (UTC)
Это косвенное цитирование тебя и прямое согласие с тобой же.
Игра "Узнай цитату":
У Хейфица-то шедевр, а он на нюансы не делится - он из них, спаянных намертво целиком состоит и весь "на вдохе", а потом уже выдыхаешь (если вспомнишь).

"Препарировать" в данном случае равно "делить на нюансы"? Или я твое высказывание довела до... в общем, довела?
gingerra
Oct. 22nd, 2012 11:26 am (UTC)
Я просто обалдеваю от ваших талантов, дорогая редакция! Нет. Все верно. И даже более того...
...косвенное цитирование тебя и прямое согласие... - это как "Что ж ты милая смотришь искоса, низко голову наклоня" ? )))
koshmarelle
Oct. 22nd, 2012 11:49 am (UTC)
мммм.... Кто от чьих талантов обалдевает? И в каком, извините, аксепте © ? Вот я от твоих точно обалдеваю, в самом положительном смысле.
Не-а. Это подробный расклад. Во избежание недопонимания. Которое все равно никуда не делось :D
gingerra
Oct. 22nd, 2012 12:29 pm (UTC)
недопонимание не ушло?((( Я же тебя поняла и постигла! Или?
koshmarelle
Oct. 22nd, 2012 01:00 pm (UTC)
Все нормально :) без "или". Просто получилось много лишних подробностей. "проще надо быть" © *это я в свой адрес*
vertolet4itsa
Oct. 22nd, 2012 01:42 pm (UTC)
Прекрасная статья! Вот ты умница! Читала как приклеенная)))
gingerra
Oct. 22nd, 2012 02:12 pm (UTC)
Ты что! Какая статья! Просто мыслеидея, выраженная несколько нервно (то бишь эмоционально) и неровно) . Когда обсуждали в том разговоре роли, персонажи, характеры, "вписывающиеся" в психотип (думаю можно так сказать) Эндрю, то в Чехове ему "отказали" категорически. Вот из-за этого фильма и "отказали". А это ой, как не так...
g_ol
Oct. 22nd, 2012 05:42 pm (UTC)
Не сложилось у меня в юности с Антон Пылычем. Отторжение необъяснимое. Не помню, читала ли я оригинал. Память услужливо подсказывает, что сюжет ей знаком, но и только.

Но вот Лаевский-Эндрю понравился - мерзенький, неустойчивый, слабый, ускользающий. Как-будто во внутренний стержень отвердителя добавить забыли. И вот эта моральная сила, о которой вы написали - она проглядывает как-то вдруг, но как в калейдоскопе мгновенно рассыпается от малейшего движения. А после дуэли - ощущение, что моральный пазл не просто сложился, но при этом все частички легли ровнехонько в свои пазы и фигура теперь не рассыпется.
gingerra
Oct. 22nd, 2012 05:52 pm (UTC)
О! Золотые Ваши слова! Как-будто во внутренний стержень отвердителя добавить забыли. - верно же!
И весь этот подход с рассыпающимся, а потом складывающимся пазлом - прекрасен! Да-да-да. Дуэль - коробку с отдельными частями целого встряхнули, откуда-то (и где он был до этого?!) вывалился нужный фрагмент и всё сложилось!
g_ol
Oct. 22nd, 2012 06:14 pm (UTC)
Во-во, точно - вывалился нужный фрагмент.
Я после фильма подумала попробовать перечитать Чехова, но так и не пересилила себя. Вот теперь после вашего поста опять мысли подобные возникли:).
И фон Корен тоже, кстати ой как не прост. И не только для Лаевского дуэль - черта. Вы очень точно эту его расслабленность-слабость заметили. Она ведь и правда есть. Только после ваших слов задумалась над этим. Спасибо! Точно надо читать "Дуэль".
gingerra
Oct. 22nd, 2012 06:26 pm (UTC)
Там со всеми не всё так просто! И фон Корен, так как его пишет Чехов, если совсем уже пристально вглядеться - тот же Лаевский. Так же любуется собой. Собой внешним, собой внутренним. Лаевский в этом даже как-то честнее - он это в себе видит и стыдиться, а тот - нет. И тут Вы совершенно правы: для фон Корена дуэль - черта. Да еще какая! Мне, вот сейчас даже кажется, что не будь этой дуэли, он бы так и не собрался отплыть в свое путешествие. Оно бы все у него "слилось" в красивые фразы о том как он в него собирается. Ох...поторопилась я в прошлый раз с невозможностью связки Эндрю - Чехов)
Вам спасибо! Так приятно ставить себе мозги на место)
g_ol
Oct. 22nd, 2012 06:41 pm (UTC)
ППКС.
Чьорт, как вы правы с путешествием-то, а! И зеркала-зеркала:))

Ох, как же я люблю такие посты и комменты - просто россыпь жечужин-открытий. "Дуэль" становится объемной и наполняется жизнью.

***Может, на "ты" перейдем? Вы не против?
gingerra
Oct. 22nd, 2012 06:51 pm (UTC)
Чехов весь такой - объемный... (а кто, собственно, из великих не такой?))

*На "ты" - никаких возражений!
g_ol
Oct. 22nd, 2012 06:53 pm (UTC)
дзинь-дзинь:)))
gingerra
Oct. 22nd, 2012 06:55 pm (UTC)
будем!)))
lilac_lj
Oct. 23rd, 2012 05:45 pm (UTC)
Безумно притягательный у Вас пост получился (и родил такие же комментарии:) ) Который раз к нему возвращаюсь. Вчитываюсь, вглядываюсь. Ищу.
Возможно, нужно еще раз перечитать Чехова. И еще раз пересмотреть фильм. Очень может быть :)

Мне казалось, мы тогда не Эндрю в Чехове отказали, а фильму ) Ну, я-то точно :)
gingerra
Oct. 23rd, 2012 06:47 pm (UTC)
Не знаю насчет фильма, а Чехова всегда приятно перечитывать)))
Это - да, не в Чехове...Ваша правда - мое упущение. Sorry)
gingerra
Oct. 23rd, 2012 06:56 pm (UTC)
А если все же рискнете еще раз посмотреть и перечитать одновременно, то если не сложно, поделитесь впечатлением?) Очень интересно услышать Ваше мнение!
lilac_lj
Oct. 24th, 2012 12:10 pm (UTC)
Я попробую :) *хотя, чукча я совсем не писатель )) Куда больше читать люблю, каюсь )
Главное, всё-таки решиться на повторный просмотр :)
*если можно, ко мне лучше "на ты"* )
gingerra
Oct. 24th, 2012 12:15 pm (UTC)
Угу. Если что, то лично я, на это же месте буду ждать твоего впечатления)
lilac_lj
Oct. 24th, 2012 12:54 pm (UTC)
Договорились! :)
( 27 комментариев — Комментировать )